Меню

Отделения

Областная детская консультативно-диагностическая поликлиника

Одним из направлений профилактики нарушений осанки и зрения является правильная рассадка и рациональная организация рабочих мест учащихся. Ученической мебелью школьники пользуются по несколько часов ежедневно на протяжении многих лет. Поэтому правильное её использование оказывает влияние не только на работоспособность, утомляемость и успеваемость, но и на состояние здоровья.

рабочие место школьника 1

Оснащение учреждений образования ученической мебелью регламентировано действующим постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели: школьная парта; столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями; конторки.
Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела. Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
 рабочие место школьника 2
Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребёнок становится спиной к ростовой линейке, касаясь её пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова — в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребёнка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см. Если используются данные роста из истории развития ребёнка, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука. 
Обучающиеся обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным ТР ТС 025/2012 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции", утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 32. Ученическая мебель (парты, столы, стулья) должна иметь фабричную цифровую и (или) цветовую маркировку. На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учреждений образования должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга либо горизонтальной полосы, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Каждый ребёнок должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, чтобы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула. В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2–3 размеров в соответствии с ростом учащихся. При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в 1-й и 2-й смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов.
рабочие место школьника 3
Основным видом ученической мебели для детей начальных классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости до 15°. 
Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок. Использование конторок в учебном процессе направлено на повышение двигательной активности детей и снятия статического напряжения. Особое значение пользование конторкой в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам. Конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проёмами с соблюдением требований по размерам проходов. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 мин. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособности и положительный эмоциональный настрой. 
Мебель для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья.
При расстановке ученической мебели в учебных помещениях необходимо руководствоваться следующими требованиями: 
1) столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие — ближе к классной доске, большие — дальше. Исключение делается только для детей с нарушением слуха и зрения: парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми; 
2) столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проёмами при обязательном левостороннем освещении; 
3) расстояние между рядами должно быть не менее: ¾ 0,5 м для одноместных столов (парт); ¾ 0,6 м для двухместных;
4) расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проёмами — не менее 0,5 м; 
5) расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены — не менее 0,5 м; 
6) расстояние последних столов, парт до задней стены — не менее 0,7 м. 
7) наибольшая удалённость последнего места учащегося от классной доски — не более 8,6 м; 
8) расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6–2,0 м в среднем ряду и 2,4 м — в крайних рядах;
 9) конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проёмами с соблюдением требований по размерам проходов.
рабочие место школьника 4
 Рассаживание учащихся проводится с учётом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года: в начале учебного года (сентябрь) и в начале календарного года (январь). Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учётом рекомендаций врача.  
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Осанка начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. Но основной этап её формирования происходит в начальных классах в возрасте 6–7 лет. Для формирования правильной осанки необходимо научить ребёнка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, для этого следует:
1) сидеть глубоко на стуле. Глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра. При большей глубине сидения, край стула (скамьи) будет упираться в подколенную ямку и сдавливать кровеносные сосуды;
 2) ноги сгибать под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах, при этом ступни должны опираться на пол. При слишком высоком сиденье, ноги не достигают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком - ребёнок отводит ноги в сторону, что нарушает правильную осанку, либо подбирает их под сиденье, что нарушает кровообращение; 
3) ровно держать корпус и голову, лишь немного наклоняясь вперёд, предплечья должны свободно лежать на столе (парте). Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Спина должна опираться на спинку стула (парты), между туловищем и краем стола (парты) должно оставаться расстояние 3–4 см. При этом условии грудная клетка и живот не сдавливаются, дыхание свободное, кровообращение не нарушено.
 Если ребёнок оказывается близко придвинут к столу (парте), то неудобной становится рабочая поза, увеличивается статическая нагрузка, раньше наступает утомление и падает работоспособность. Поддержанию ровной осанки способствует правильно подобранная высота стола (парты) над сидением (дифференция), при которой учащийся свободно кладёт предплечье на стол (парту), не поднимая и не опуская плечи. При высоко расположенной крышке стола (парты) позвоночник искривляется в сторону рабочей руки, так как учащийся вынужден поднимать плечо, чтобы опора предплечья была на парту. Если крышка стола (парты) расположена низко, то ребёнок вынужден сутулиться.
 В учебном кабинете следует поместить таблицу «Сиди правильно», чтобы правильное положение за столом (партой) всегда было у детей перед глазами. Выработка определённого навыка достигается объяснением, подкреплённым показом, а также систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы учеников во время занятий.
 Роль учителя в формировании у учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трёх- четырёх лет обучения, когда у них формируется этот навык. 
Следует следить также не только за тем, как ребенок сидит, но и за тем, как стоит, ходит. Часто дети стоят неправильно, перенося всю тяжесть на одну ногу. В этом случае также могут возникнуть стойкие нарушения осанки и деформации позвоночника. Стоять рекомендовано свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.
 

Информация

← НазадВперед →

Государственное учреждение здравоохранения «Областная детская больница».