Детский невролог – специалист, занимающийся диагностикой, лечением, профилактикой и реабилитацией детей до 18 лет с заболеваниями нервной системы.
Нервная система совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Она связывает в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других систем (эндокринной и иммунной).
С какими жалобами следует обращаться к детскому неврологу?
У детей грудного возраста на себя могут обращать внимание:
- Повышенная возбудимость, плаксивость, нарушение сна
- Обильные и частые срыгивания
- Тремор нижней челюсти, ручек и/или ножек.
- Снижение или повышение тонуса
- Задержка развития моторных навыков (не переворачивается, не садиться, не встает)
- Пароксизмальные состояния (судороги, предобморочные и обморочные состояния, тики)
У детей дошкольного возраста проблемы нервной системы могут проявляться в виде:
- Задержки психо-речевого развития (нарушение речи, практических навыков)
- Нарушение поведения и настроения (гиперактивность, гипервозбудимость, плаксивость, нарушение аппетита)
- Головные боли и головокружения
- Пароксизмальные состояния (судороги, предобморочные и обморочные состояния, тики)
- Нарушения моторных функций (хождение на носочках, быстрая физическая утомляемость)
- Нарушения аппетита
- Повышенная потливость или сухость кожных покровов
- Частое или же редкое мочеиспускание.
Наиболее частыми жалобами у детей школьного и подросткового возраста являются:
- Головные боли и головокружение
- Частые изменения артериального давления
- Гиперактивность, снижение концентрации внимания, памяти
- Повышенная утомляемость, слабость, сонливость
- Эмоциональная возбудимость, раздражительность, агрессивность, плаксивость.
- Пароксизмальные состояния (судороги, предобморочные и обморочные состояния, тики)
- Нарушения сна, засыпания
- Нарушение осанки
- Различные боли (данные жалобы часто требуют консультации смежных специалистов)
Какие диагностические методы применяются при обследовании ребенка с подозрением на патологию нервной системы?
- Сбор жалоб и анамнеза– один из самых важных этапов. Родителям или ребенку необходимо как можно подробнее описать жалобы.
- Осмотр общий и неврологический – дает возможность в постановке предварительного диагноза, выбора дальнейших диагностических манипуляций, необходимости консультаций смежных специалистов.
- Лабораторные методы исследования: общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, коагулограмма и др.
- Инструментальные методы диагностики:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает функциональную активность головного мозга
- Реоэнцефалография (РЭГ) – показывает работу сосудов головного мозга
- Ультразвуковая допплерография – показывает патологию крупных и средних сосудов. В неврологической практике наиболее часто используется УЗДГ артерий шеи.
- Офтальмоскопия – исследование глазного дна, позволяет судить о состоянии сетчатки, сосудов глазного дна, диска зрительного нерва.
- Компьютерная и магнитно-резонансная томография – позволяет оценить структурное состояние головного мозга, выявить патологические очаги, их форму, структуру и количество.
- Кранио- и спондилография – показывает костные изменения черепа и позвоночника.
- Электронейромиография (ЭНМГ) – позволяет определить уровень и характер поражения при заболевании периферических нервов.
- Также при необходимости могут быть использованы и другие инструментальные методы исследования.
На основании обследования пациента выносится окончательный диагноз, назначается лечение и, при необходимости, консультация смежных специалистов.