Меню
Стол справок
Приемный покой (круглосуточно)
Травмпункт
Регистратура поликлиники (с 8.00 до 16.00)
Приемная главного врача
Телефон "горячей" линии
Платные услуги

Отделения

85575947 2

В качестве вступления я бы хотел сказать, что тема неврозов настолько обширная, что рассказать и обсудить все, что хотелось бы, в рамках одной статьи невозможно, потому и был выбран формат цикла статей.

Все родители любят своих детей. Все желают им счастья, добра и здоровья, это глубоко вписано в саму суть человека. Но несмотря на это совсем не редко мама и папа не замечают того, что у их ребенка проявляются начальные симптомы расстройства-невроза. Так же часто случается, что родители видят эти изменения, но расценивают их как временные, возрастные. Им кажется, что ребенок «перерастет», и все будет в порядке, что опасности нет. В итоге обыденной является ситуация «запущенная», длящаяся и пол-года, и год, и даже несколько лет.

Современный мир движется намного быстрее, чем раннее. По сравнению с совсем недавним прошлым, концом ХХ века, и уж тем более его серединой и началом, дети живут в, казалось бы, значительно более комфортных условиях. Но это не так: вокруг детской, неокрепшей психики без конца мелькают разнообразные образы. Зрение и слух находятся в нескончаемой перегрузке из-за обилия «шума». Нервная система получает нагрузку, на которую она изначально не рассчитана.

Так что же такое «невроз»? Интерес к данной проблеме проявлялся на протяжении всего ХХ века, изучением и раскрытием ее занимались многие психиатры и неврологи как в нашей стране, так и во всем мире. Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь- развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал категорию нервнопсихических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности (Карвасарский Б. Д.,).

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

  • социально-психологические причины
  • социально-культурные причины
  • социально-экономические причины
  • физиологические

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; частые конфликты внутри семьи; выраженное доминирование одного из взрослых в семейной жизни; отсутствие взаимопомощи и совместно проводимого времени; несоответствие и искажение семейных ролей; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы– это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей; недостатком времени и безопасности.

Социально-экономические причины— это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье. Сюда же отчасти стоит отнести те случаи, когда приоритет матери направлен на карьеру.

Физиологические причины представлены очень широко. Наиболее типичными являются последствия инфекционных заболеваний, операций, нарушения питания и кровотока. Осложнения в родах и беременности также часто являются предрасполагающим фактором.

Психотравма-нарушение деятельности психики, удар, нанесенный окружающей действительностью. Вокруг этого понятия в значительной мере и формируются неврозы. Сама суть рассматриваемой патологии в несоответствии той нагрузки на психику, что оказывает мир, и способности психики этой нагрузке сопротивляться. Психотравма- это крайнее проявление такого несоответствия. И если вышеперечисленные факторы формирования неврозов- это предпосылки, «удобренная почва», то психотравма является непосредственной ее причиной. Они могут быть как острыми (быстро сформировавшийся, интенсивный удар), так и хроническими. Для обоих вариантов характерны свои проявления.

Прежде чем говорить о классификации неврозов хотелось бы уточнить, что несмотря на удобство и общепринятость этого термина, в рамках текущей международной классификации болезней МКБ-10 (и близкой к принятию МКБ-11) термин невроз прекратил свое существование, оставив отдельные заболевания и синдромы, зачастую с обновленными названиями.

В МКБ 10 к невротической патологии отнесены следующие разделы:

  • Тревожные расстройства (фобии, панические атаки, тревожная истерия)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивости)
  • Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
  • Диссоциативные (конверсионные) расстройства (конверсионная истерия; конверсионная реакция; истерия; истерический психоз)
  • Соматоформные расстройства (расстройство, выражающееся в озабоченности собственным здоровьем; дисморфофобия (небредовая); ипохондрический невроз; ипохондрия; нозофобия; кардиальный невроз; синдром да Коста; гастроневроз; нейроциркуляторная астения; психогенная форма аэрофагии; психогенная форма кашля; психогенная форма диареи; психогенная форма диспепсии; психогенная форма дизурии; психогенная форма метеоризма; психогенная форма икоты; психогенная форма глубокого и частого дыхания; психогенная форма мочеиспускания; психогенная форма раздраженного кишечника; психогенная форма пилороспазма и др. психогенные боли)
  • Неврастения
  • Тики
  • Заикания
  • Энурез
  • Энкопрез

Подводя итог, можно твердо сказать, что невротическая патология занимает огромную долю во всей детской психиатрии, а количество больных неуклонно растет год от года. Разнообразие проблем, вызываемых неврозами, огромно, и мы обязательно обсудим их в дальнейших статьях. Очень важно помнить, что раннее начало коррекции проблемы всегда приводит к большему успеху. Не нужно ждать и надеяться, что проблема уйдет сама, такой подход приводит к хронизации проблем, появлению негативных привычек.

Помните о том, что самое важное в жизни детей – это семейный микроклимат, ведь именно он ответственен за их способность преодолевать любые жизненные трудности и в более зрелом возрасте!

85575947 1

← НазадВперед →